Основой для решения коллективных трудовых споров является Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)».

Коллективный трудовой спор (конфликт) — это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений.

а) установлению новых или изменению существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;
б) заключению или изменению коллективного договора, соглашения;
в) выполнению коллективного договора, соглашения или их отдельных положений;
г) невыполнению требований законодательства о труде.

На производственном уровне спор возникает в пределах предприятия между наемными работниками этого предприятия и его собственником или уполномоченным им органом. Стороной спора в интересах наемных работников может выступать выборный орган первичной профсоюзной организации (профсоюз). Интересы собственника или уполномоченного им органа обычно представляет руководитель предприятия.

Если собственник или уполномоченный им орган своим решением частично или в полном объеме отказал в удовлетворении коллективных требований или ответ о своем решении вообще не предоставил, уполномоченный представительный орган наемных работников постановляет решение о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя). Именно с этого времени согласно ст. 6 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» возникает коллективный трудовой спор (конфликт).

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Национальной службы посредничества и примирения.

Национальная служба посредничества и примирения по просьбе сторон коллективного трудового спора (конфликта) предлагает кандидатуры независимых посредников, членов трудового арбитража, координирует работу трудового арбитража, направляет специалистов, экспертов для участия в работе примиряющих органов.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора (конфликта) не может уклоняться от участия в примиряющей процедуре. Если примиряющие органы не смогли урегулировать разногласия между сторонами, их причины с обоснованием позиций сторон в письменной форме доводятся до сведения каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта). В этом случае наемные работники или уполномоченный ими орган либо профсоюз имеют право с целью выполнения выдвинутых требований применять все разрешенные законодательством средства.